ПРОБЛЕМА ПУСТОТЫ В УЧЕНИИ СЭН ЧЖАО

DOI 10.31554/978-5-7925-0573-5-2019-2-9-23

ПРОБЛЕМА ПУСТОТЫ В УЧЕНИИ СЭН ЧЖАО

Янгутов Леонид Евграфович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», г. Улан-Удэ, Россия.
E-mail: yanguta@mail.ru.

Баяртуева Елена Жаргаловна – кандидат исторических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления», г. Улан-Удэ, Россия.
E-mail: lenabayar@mail.ru.

Статья посвящена выдающемуся деятелю китайского буддизма Сэн Чжао, сыгравшему значительную роль в окончательном становлении буддизма в Китае и формировании собственно китайских философских принципов буддизма. Показано, что пустота, являющаяся ключевым понятием праджняпарамитской философии, стала центральным объектом споров последователей буддизма эпохи Восточная Цзинь, пытающихся постичь суть буддийского учения. Отмечена роль сочинений Сэн Чжао, шести школ и семи направлений (Люцзяцицзун) в трактовке понятия пустоты для его доступности китайскому менталитету. Показано отношение Сэн Чжао к версиям шести школ и семи направлений, его критика этих версий. Дан анализ сочинениям Сэн Чжао. В приложении предложен перевод сочинений Сэн Чжао.

THE PROBLEM OF EMPTINESS IN THE TEACHING OF SENG ZHAO

Yangutov L. E.,  Bayartueva E. Zh.

The article is dedicated to the prominent figure of Chinese Buddhism, Seng Zhao, who played an outstanding role in the final formation of Buddhism in China and the formation of the actual Chinese philosophical principles of Buddhism. It is shown that the concept of emptiness, which is the key concept of Prajnaparamita philosophy, has become the central object of debate among the followers of Buddhism of the East Jin era, trying to understand the essence of Bud- dhist teachings. The role of the writings of Seng Zhao and six schools and seven directions (Liujiaqizong) in the interpretation of the concept of emptiness for its accessibility to the Chi-nese mentality is noted. Seng Zhao’s attitude to versions of six schools and seven directions of his criticism of these versions is shown. An analysis of the writings of Seng Zhao is given. The appendix offers a translation of the writings of Seng Zhao.